СЮЖЕТНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

"ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ЗАТЕИ УЗНАЕМ МЫ О ПРАВАХ".

 

 

ЦЕЛИ:

-ИЗУЧЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА;

-РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

-ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ.

ОФОРМЛЕНИЕ И РЕКВИЗИТ:

 

-ПЛАКАТ «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РБ «О ПРАВАХ РЕ-

БЕНКА;

-КАРТОЧКИ С ФРАЗОЙ «ДЛЯ МЕНЯ ОЧЕНЬ ВАЖНО ИМЕТЬ ПРА-

ВА, ПОТОМУ ЧТО…»;

-ДВЕ КОРОБОЧКИ С НАДПИСЯМИ «ПРАВА», «ЖЕЛАНИЯ»;

-МАЛЕНЬКИЙ ИГРУШЕЧНЫЙ СОЛДАТИК, БЕССМЕРТНИК, ЯБЛО-

КО, МОРКОВЬ;

-ПЛАКАТ С НАЗВАНИЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: «КОЛОБОК», «ТЕРЕ-

МОК», «ВОЛК И ЯГНЕНОК».

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

 

ПРАВО, БЕСПРАВИЕ, МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН

 

СОВЕТЫ ПОСТАНОВЩИКАМ:

 

КОСТЮМЫ ГЛАВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ ВЫПОЛНЕНЫ В

ТРЕХ ЦВЕТАХ СВЕТОФОРА: ПРАВО- ЗЕЛЕНЫЙ  РАЗРЕШАЮШИЙ,

БЕСПРАВИЕ- КРАСНЫЙ ЗАПРЕЩАЮЩИЙ, МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИ-

КАН (СИМВОЛ РЕБЕНКА, ТРЕБУЮЩЕГО ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

К СЕБЕ)- ЖЁЛТЫЙ, ПРИЗЫВАЮЩИЙ К ВНИМАНИЮ.

 

/Звучат детские песни. Музыка смолкает. Выходит Право./

 

ПРАВО. Добрый день, дорогие друзья! Добрый день, мальчики и девочки, а также уважаемые взрослые: педагоги, мамы, папы, дедушки и бабушки, если они конечно, здесь рядышком. Я сегодня выступаю в роли ведущей игровой программы и хочу познакомиться с вами.  Как только я скажу: раз, два, три - свое имя назови, вы все вместе очень громко называете свое имя!                                                                                  /Звучат голоса. Когда голоса затихают, слышится выкрик: «Бесправие!»                                                                                                                                       ПРАВО. Мне показалось, что кто-то произнес слово "бесправие"?

/Выходит девочка, одетая во все красное./

БЕСПРАВИЕ. Тебе совсем не показалось! Я действительно это сказала!

ПРАВО. А знаешь ли ты, дорогая гостья, что в нашем обществе это слово не имеет ни  какой основы. Ведь мы сегодня как paз и собрались, чтобы говорить о правах ребенка, в связи с Международным Днём прав человека. В этот день был  принят документ, в котором эти права записаны. А называется он Всеобщая декларация прав человека.  А ты в такой день так выражаешься!

БЕСПРАВИЕ. А что я такого сказала, я всего лишь произнесла свое имя.

ΠΡΑΒО.  Αх, вот в чем дело! Ну, я как хозяйка приглашала к себе всех ребят, не взирая на их имена, и могу лишь сказать тебе "Милости прошу, дорогая гостья, на нашу встречу".

БЕСПРАВИЕ. А, что это ты возомнила себя хозяйкой!

ПРАВО. А я и есть хозяйка, мое имя "Право" и на груди у меня написано.

БЕСПРАВИЕ.  A у меня тоже есть повязка, причем красная.

/Одевает на себя красную ленту с надписью "Бесправие"./

А у тебя зеленая!  То, что зелено, то молодо и несовершенно!

ПРАВО. А знаешь ли ты, что на улицах есть такой точный прибор, который регулирует движение, и у него цвета имеют совсем другое значение? Ты может подскажешь, как он называется?

БЕСПРАВИЕ. Регулировщик с рябой палкой! Машет: туда, сюда, туда, сюда. Кто нравится отправляет туда, а кто не нравится - сюда.

ПРАВО. Ребята, может вы мне подскажете, как называется этот прибор?

ОТВЕТ./Светофор/

ПРАВО. Ребята, вот мы с вами и познакомились. Но не совсем. Я только узнала ваше имя. А ещё я хочу узнать, чем вы занимаетесь дома, в школе, как ведете себя на улице, какие вы прилежные, внимательные. Чтобы мне не опрашивать каждого, отвечайте на мои вопросы хором: "Это я, это я, это все мои друзья!"

 

ПРАВО. Кто ватагаю  веселой

Каждый день шагает в школу?

Ответ: Это я, это я, это все мои друзья!

ПРАВО: А кто из вас приходит в класс

С опозданием на час?

/Дети молчат./

ПРАВО. Кто из вас, из малышей ходит грязным до ушей?

/Дети молчат./

ПРАВО. Кто из вас, скажите вслух,

На уроках ловит мух?

 /Дети молчат./

ПРАВО. Кто из вас хранит в порядке

Ваши книжки и тетрадки?

Ответ: Это я, это я, это все мои друзья!

ПРАВО: Кто из вас, хочу узнать,

Любит петь и танцевать?

Ответ: Это я, это я, это все мои друзья!

ПРАВО. Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?

/Дети молчат./

ПРАВО. Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

Ответ: Это я, это я, это все мои друзья!

ПРАВО. Знает кто, что красный цвет,

Означает - хода  нет?

Ответ: Это я, это я, это все мои друзья!

ПРАВО. Знает кто, что свет зеленый

Означает - путь открыт,

Желтый свет - внимание?

Ответ: Это я, это я, это все мои друзья!

ПРАВО. /обращается к Бесправию/ Ты, наверное, внимательно слушала наш разговор.

БЕСПРАВИЕ. Ты хочешь сказать, что мне хода нет, потому что я красного цвета. А тебе, зелени, путь открыт? Но ведь желтого цвета у нас нет, значит, никакой светофор не получается.

ПРАВО. Ой, ты мне все попутала. На наш праздник спешит очень важный гость, но он может заблудиться, если не услышит наши позывные. /Звучит фонограмма песни в исполнении В. Леонтьева "Светофор". В зал вбегает ребенок в желтом костюме и исполняет танец./

БЕСПРАВИЕ /после танца/. Ну, вот все-таки светофор получился. /Обращается к гостю/ Кто ты такой и откуда ты на мою голову свалился!

МАЛ. ВЕЛИКАН. Здрасьте, я Великан!

БЕСПРАВИЕ./Хохочет/ Ха-ха-ха, вот шутник!

МАЛ. ВЕЛИКАН. Ну, вот, наверное, мне и здесь придется доказывать, что я все-

таки Великан.

ПРАВО. Не волнуйся, Великан, сейчас я тебе помогу. Ребята, вспомните, в каком произведении рассказывается о маленьком Великане?

Ответ: В рассказе Э. Мошковской "Маленький Великан". Он делал все, что делали большие великаны и потому заслуживает особого внимания.

БЕСПРАВИЕ. Что он заслуживает внимания, так я уже поняла./Обращается к маленькому Великану /Явился весь желтенький, как цыпленочек! Ты что не мог напялить на себя какой-нибудь серый костюм или как у меня - красный. А то так и хочется пощипать тебя такого пушистенького.

ПРАВО. Ты можешь хотеть сколько угодно, но не забывай, что ты не имеешь на это никакого права.

БЕСПРАВИЕ. Да, что ты заладила права, права. Что такого важного в этих правах?

МАЛ. ВЕЛИКАН. Погодите, не ссорьтесь. Может мы с ребятами вам сможем помочь разобраться.                                                                                                                  ПРАВО. Молодец, Великан! Ты подсказал мне интересную идею. Сейчас мы с ребятами примем участие в психологическом тренинге « Для меня очень важно иметь права, потому что..." Вы сидите на своих местах.  Я подойду к вам и передам вам эстафетную палочку. Вы как можно громче должны сказать: «Для меня очень важно иметь права, потому что, к примеру, я хочу быть здоровым». Затем передаёте палочку соседу справа. Сосед справа повторяет эту же фразу : «Для меня очень важно иметь права, потому что…» и дополняет её по-своему. Чтобы вы смогли быстрее сориентироваться перед вами расположен плакат с основными положениями Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка».

/Проводится тренинг/

БЕСПРАВИЕ. Ну, ладно права, права. Может быть это и важно, хотя это не в моих интересах. Ну зачем ты светофор сюда приплела, никак я не пойму.

ПРАВО. Ребята, если вы будете соблюдать правила дорожного движения и дружить со светофором, что вы сможете себе сохранить?

                (Ответ: жизнь!)

А давайте с вами вспомним, какое главное право есть у всех людей, в том числе и у детей.

                  (Ответ: право на жизнь)

ПРАВО. (Обращается к  Бесправию) Тебе всё ясно?

БЕСПРАВИЕ. Яснее не бывает. Опять проиграла!

ПРАВО. Ты мне начинаешь нравиться. У тебя появилась самокритика.

МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН. Давайте представим. Что все мы маленькие Великаны, добрые и умелые. Что мы можем сделать дома, чтобы не нарушать права других членов семьи на жизнь? Ну, например, такой вопрос к вам :«Как помочь им дышать свежим воздухом? Кто даст больше вариантов ответов, того ждёт приз.

(Варианты ответов: открыть форточку, выращивать цветы, пригласить на прогулку и т.д.) Победитель награждается.

ПРАВО. Ребята, а вы хорошо помните сказку «Цветик-семицветик». А если бы у вас был цветик-семицветик, какие бы желания вы загадали?

                    (Ответы детей)

Ой, какие интересные желания!

МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН. Они не только интересные, но и очень разные. По дороге к вам я собирал желания у всех встреченных на пути людей, и увидел, что желания бывают двух видов. Одни просто желания, когда очень сильно чего-нибудь хочется, но без этого можно прожить. Например, иметь много конфет. Другие желания обязательно надо исполнять, без них нельзя жить никому. Всем необходимо дышать свежим воздухом, ходить в школу, чтобы никто не обижал. И такие желания называются правами.

ПРАВО. Давайте сейчас посмотрим, как хорошо вы различаете просто желания и права.

Сыграем в игру «Права и желания».

УСЛОВИЯ ИГРЫ. На лепестках цветика-семицветика написаны права и просто желания. Каждый участник получает такой лепесток и по 2 листка. На один листок выписывает права, а на другой просто-желания. Подписывает каждый листок своей фамилией и именем, сворачивает и кладет в коробку с надписью «Права»  или в коробку с надписью «Желания», которые будут находиться на столике у жюри. Жюри достаёт записки и выясняет. Верно ли было выполнено задание. Победители получат призы.                                        (Проводится игра.)

МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН. А сейчас я приглашаю троих желающих и предлагаю им выполнить мои задания.

БЕСПРАВИЕ. Можно мне.

МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН. Будешь четвертой.

УСЛОВИЯ ИГРЫ. Игроки усаживаются за столики. Получают лист бумаги. А сейчас сложите лист бумаги вдвое. Мы попробуем с вами нарисовать игрушечный паспорт. На первой странице обведите свою ладонь и напишите своё имя. На второй -нарисуйте свой портрет, на третьей- напишите своё заветное желание, на четвёртой- изобразите свои права: право жить, право учиться, право на защиту.

(Проводится игра)

ПРАВО. Ребята, посмотрите на свои паспорта. Все странички их разные, кроме последней. Права у всех одинаковые. А какой паспорт получился у нашего бесправия. Вы , знаете,такой же как у всех ребят. Давайте прочтём его желание:» Хочу быть маленьким Великаном и иметь все права!» Ребята,  принимаем нашу гостью в общество маленьких Великанов?

                   (Ответ. Обращается к Бесправию.)

Только с условием, что ты изменишь своё имя.

БЕСПРАВИЕ. А моё имя- Наташа. Здравствуйте! Я- Наташа. ( Бегает по залу и со всеми знакомится за руку) А можно я буду помогать вести игровую программу.

ПРАВО. Да, конечно, ребята уже устали от нашего спора. Пора играть по-настоящему. Вот мы с вами вспомнили о том, что все дети имеют право на защиту. Но есть  дети, которым защита особенно необходима. Это инвалиды. В том числе и те, которые не могут видеть. Таким детям приходится обо всём узнавать с помощью рук, носа, ушей. Давайте попробуем войти в их положение.

МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН. Игра называется « Узнай по запаху, по звуку, на ощупь».

УСЛОВИЯ ИГРЫ. Приглашаются двое желающих. Вам нужно узнать, какие предметы перед вами лежат, при этом у вас будут завязаны глаза.

(Используется игрушка, цветок, фрукт, овощ и др.)

ПРАВО. Пока наши участники готовятся, жюри сообщит итоги конкурса на лучший игрушечный паспорт. Слово жюри.( Награждаются победители.)

(Проводится игра. Подводятся итоги.)

ПРАВО. У нас есть право не только жить  и расти в безопасности, но и учиться, узнавать новое. И мы даже дома узнаем много интересного, когда занимаемся любимыми делами.

Следующая игра «Отгадай, чем я люблю заниматься дома»

ПРАВО. Давайте попробуем показать без слов, чем каждый из вас занимается после уроков. Начнёт маленький Великан, а вы отгадывайте.

(Проводится игра.Награждается победитель.)

ПРАВО. Ребята, а  читать художественные произведения вы любите? Давайте вспомним сказки, басни, стихи и другие произведения, где есть покушение на права ге6роев. Я объявляю конкурс «Кто больше вспомнит?». Победителя ждёт приз.

(Проводится игра. Варианты ответов: «Колобок»- у героя хотят отнять жизнь лиса и волк. «Терем-теремок»- медведь отнимает дом, «Волк и ягнёнок»- волк покушается на жизнь ягнёнка.

(Награждается самый активный участник.

ПРАВО.Ребята ,сегодня мы поговорили о многих ваших правах. И как подведение итогов нашей беседы-игры-заключительный аукцион. Вы  называете право.

Я считаю до трёх, сопровождая свой счёт ударами молотка. Победителем становится тот, кто последним назвал своё право до счёта три. А если до счёта три называется следующее право, то счёт начинается заново.

(Проводится аукцион. Награждается победитель.)

ПРАВО.Вот и пришло время расставаться.

БЕСПРАВИЕ. Если смеются ,

                         Играют дети,

                         Смешным становится

                         Всё на на свете.

МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН. Утром нас песня весёлая будит,

                                                Кивает в окошко верхушка сосны.

                                                Живут рядом с нами весёлые дети.

                                                Пусть снятся всем только весёлые сны.

ВМЕСТЕ. До свидания! До новых встреч!

АВТОР:  ДРОБОВА АННА ИВАНОВНА-КУЛЬТОРГАНИЗАТОР ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

 

 

 

 

 

 

   МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АУКЦИОНА.

 

 

 

 

1.Право на жизнь.

2.Право на имя.

3.Право на гражданство.

4.Право знать своих родителей.

5.Право на заботу родителей.

6.Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

7.Право ребёнка и его родителей покидать любую страну и возвращаться в свою.

8.Право свободно выражать своё мнение.

9.Право на свободу мысли, совести и религии.

10.Право на свободу  ассоциации и свободу мирных собраний.

11.Право на личную жизнь.

12.Право на неприкосновенность жилища.

13.Право на тайну корреспонденции.

14.Право на защиту.

15.Право на особую защиту  и помощь детям, которые лишены семейного окружения.

16.Право на особую защиту неполноценных детей.

17.Право на охрану здоровья.

18.Право на отдых и досуг.

19.Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.

20.Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации.

21.Право ребёнка лишённого свободы поддерживать связь со своей семьёй.

22.Право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

23.Право ребёнка, нарушившего уголовное законодательство на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости.

24.Право на образование.

© Domdettvor

Бесплатный хостинг uCoz